Обучение собак. Заметки с лекций Софьи Баскиной.

В сентябре 2012 Соня Баскина провела курс лекций по обучению хозяев 🙂
Подробности тут: http://baskina.com/archives/1580
Я была на всех лекциях, очень понравилось. Систематизация знаний + много очень интересных мелочей.
Хочу поделиться заметками, которые я набросала для себя по ходу лекций:
1. Обучение собак: общие принципы — гуманное, без принуждения, только на положительных собачьих эмоциях, с желанием и энтузиазмом.

2. перед обучением собаки каким-либо командам сперва нужно заложить базис для обучения. Это два главных слова, обозначающих похвалу (поощрение) и его отсутствие, так скажем. Это не порицание, это просто маркер неправильного действия собаки. Слова могут быть любыми удобными: «хорошие» — «хорошо!», «отлично!», «супер!», «молодец!», «умница!» и т.п. Главное – интонация, она тоже должна быть для этих двух слов разной. Поощрять лучше весело, высоким голосом. Но собака, в принципе, может привыкнуть к любому тону, главное – последовательность в словоупотреблении и отсутствие путаницы.

3. за одно занятие отрабатываем один навык. Один (!). Это как бы общеизвестно и вполне понятно, поэтому приведу важный пример. Бывает, что собака, давно уже привыкшая аккуратно брать лакомство из руки, обучаясь сложному навыку, может от стресса и напряжения несколько утратить контроль, и выхватывать кусочек из руки грубо. Так вот мы не можем одновременно тренировать желанный навык и умение брать лакомство аккуратно. Чтобы не сбивать собаку, проще надеть перчатки на время тренировки. Когда собака поймёт, что от неё требуется, и научится новому, то снова будет осторожна с зубами.

4. в начале обучения иметь в руке много кусочков лакомства, давать по одному. Жадность нам в помощь :).

5. Заметки к плану занятий. Главное задание тренируем, пока собака не устала. Это индивидуально, нужно внимательно следить за состоянием собаки, подлавливая все нюансы. Зевание, чесотка, отсутствующий взгляд – типичные признаки усталости. В среднем, обычный щенок выдерживает около 20 минут плодотворного занятия.

6. очень полезны и важны, а также приятны в процессе обучения и легко даются собакам команды на улучшение координации движений. Это все сгибания и повороты, например, команда «Вальс» — развороты на месте в разные стороны. Этой простой и приятной командой хорошо заканчивать занятие.

7. для того, чтобы мы потом могли поощрять собаку на расстоянии, нужно постепенно вводить отсрочку между похвалой-словом и поощрением-лакомством. Т.е. постепенно наше «доброе слово» станет обещанием и гарантией того, что собака получит свой кусочек, не сейчас, но обязательно.

8. если у собаки совсем ничего не получается, упорно, просто ну никак: выполнить что-то простое, обильно поощрить и отправить на ночь думать. Работает :). И с лошадьми тоже, кстати.

9. самая активная работа мозга идёт рядом с порогом лая, т.е. рядом с серьёзной перегрузкой нервной системы. Порог лая у каждой собаки свой, зависит от породы и от конкретной личности. (У наших коллей, кстати, этот порог довольно низкий, я считаю). Нужно понимать это, не загонять собаку в стресс и следить за её состоянием. Если возникла мысль «Ну, вот ещё разок – и хватит!», значит, хватит уже сейчас. Но и на низком уровне возбуждения работы не будет – собаке просто не будет интересно и ничего не запомнится. Короче, балансируем, даём собаке отдых.

10. кликер-дрессировка – оперантное обучение в чистом виде. Соня говорит, что кликер разгоняет, т.е. поощряет возбудимость собаки, её активность, и физическую и психическую. Поэтому Соня не особенно рекомендует кликер-дрессировку для дома и для собак-компаньонов, у которых и без того активный темперамент, типа терьеров, ну и большинства наших тоже. Плюсы кликера: работа на расстоянии. Может быть незаменим, когда дрессируем проблемных, агрессивных, асоциальных собак. Минусы: не даёт поощрять собаку спокойными «обнимашками» — тактильный контакт с человеком, успокаивание.

11. традиционное «механическое» обучение – с помощью принуждающих манипуляций – отупляет и лишает инициативы, а главное – с его помощью можно обучить далеко не каждую собаку. Но полученные при этом навыки действенно работают в стрессовой ситуации, за что этот метод и был взят на вооружение советской кинологией.

12. Важность обучения: собака – очень активный вид, заведомо более выносливый в движении по сравнению с человеком. «Волка ноги кормят» и всё такое. Поэтому невозможно загрузить собаку только физической активностью, она привыкнет и всё равно будет требовать больше. А вот умственная активность нагружает и утомляет организм очень сильно. Не зря же у людей треть энергии идёт на обеспечение работы мозга. Поэтому собачий мозг тоже напрягать необходимо.

13. если проблема не в собаке, а в нервном и раздражительном тренере, то надо взять паузу, походить, успокоиться. Вообще, любой тайм-аут в ходе занятия – это спокойно поводить собаку на поводке, полезен для обоих, и для собаки и для тренера.

14. если есть вероятность, что собака понимает тренера неправильно, тот не должен смотреть собаке в глаза. Если собака устала – тоже. Вообще про глазной контакт больше говорили на втором занятии, лекции 3 и 4. вкратце суть такова: собака понимает, что взгляд в глаза для человека – это способ общения, привлечение внимания. В этом собаки как вид абсолютно уникальны. Собака понимает взгляд в глаза двояко: закон её вида говорит, что это угроза, но века жизни рядом с людьми научили, что это вызов на общение, знак внимания. Люди унаследовали свой пристальный взгляд от приматов, у нас есть центральная ямка, и фокусировка. У собак взгляд рассеянный, и без важных причин они друг другу в глаза не смотрят. Поэтому неуставшая собака понимает взгляд хозяина правильно, но в случае усталости может бессознательно сработать природная программа.

15. вечный вопрос, что важнее: «Фу!» или «Ко мне!», т.е. стоит ли заставлять собаку выплюнуть что-то потенциально опасное даже ценой срыва команды «Ко мне» и её, собаки, возможного недоверия к хозяину. Соня считает, что безбоязненный подход собаки важнее, а если что-то не так, то можно срочно вернуться домой и вызвать рвоту.

P.S. Для себя я спросила Соню, как справляться с четырьмя собаками. Суть её советов: сначала, разумеется, заниматься с каждым по отдельности, для прививания базовых навыков. Но вообще занятия в группе необходимы. Будет полезно приучить собак реагировать на избирательные, именные команды – связка «кличка-команда», «кличка-лакомство».
P.P.S. Небольшое обсуждение этих заметок и других интересных вещей состоялось у нас на породном форуме.

Similar Posts: